Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации аспирантов

1. Назначение Положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению фондов оценочных средств для аттестации аспирантов АН РТ на соответствие требованиям реализуемых основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуре), реализуемым в АН РТ.

2. Срок действия

2.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения президентом АН РТ и действует до его отмены.

3. Список сокращений

АН РТ – государственное научное бюджетное учреждение «Академия наук Республики Татарстан»;

ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа высшего образования;

РПД – рабочая программа дисциплины;

РПП – рабочая программа практики;

ОДК –отдел документооборота и контроля;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

ФОС – фонд оценочных средств.

4. Основные положения

4.1. Положение разработано в соответствии с:

· Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. №1259;

· Письмом Министерства образования Российской Федерации Минобразования Российской Федерации от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 «О Методике создания оценочных средств для итоговой аттестации выпускников вузов»;

· Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;

· Уставом ГНБУ «Академия Наук Республики Татарстан»;

· Локальными нормативными актами АН РТ.

4.2. Под ФОС понимается совокупность материалов (заданий, методических материалов для определения процедур, критериев оценок и т.д.) для определения уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников, установленных федеральными государственными стандартами высшего образования и формируемых конкретной образовательной программой.

4.3. ФОС применяются:

· при проведении текущего контроля успеваемости на этапе освоения учебных дисциплин (модулей), практик;

· при проведении промежуточной аттестации по итогам освоения учебных дисциплин (модулей), практик;

· при проведении государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена и выступлении с научным докладом об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) по окончании освоения ОПОП ВО.

5. Разработка фонда оценочных средств

5.1. ФОС разрабатываются для всего перечня компетенций, указанных в ФГОС ВО по направлениям подготовки, реализуемым в АН РТ.

Алгоритм и этапы формирования конкретных компетенций в процессе освоения образовательной программы определяются учебным планом направления подготовки (профиля, программы), составленным в соответствии с «Положением об основной профессиональной образовательной программе высшего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в АН РТ».

5.2. Контроль формирования компетенций осуществляется за счёт контроля формирования соотносимых с компетенциями результатов обучения по отдельным компонентам ОПОП (дисциплинам, практикам и т.п.).

Результаты обучения – это то, что обучающийся должен знать, понимать или уметь продемонстрировать после определённого этапа обучения. Для результатов обучения формулируются параметры, которые могут быть измерены и достижение которых является подтверждением того, что запланированные компетенции формируются.

Результаты обучения оцениваются с помощью ФОС текущего и промежуточного контроля.

ФОС текущего и промежуточного контроля разрабатываются по каждой дисциплине (модулю) и практике учебного плана ОПОП и включаются в состав соответствующих РПД и РПП.

5.3. Конечные результаты формирования компетенций по конкретной ОПОП отражаются в содержании государственных экзаменов и требованиях к результатам подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) по соответствующему направлению подготовки (отрасли науки), включённым в программу государственной итоговой аттестации.

5.4. Если в рамках направления подготовки для различных профилей преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к её содержанию и формирующая одинаковые компетенции (элементы компетенций), то по ней может создаваться единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине для различных профилей (специальностей) определяется решением отдела, обеспечивающего преподавание данной дисциплины.

5.5. Начальник отдела назначает непосредственного исполнителя разработки фонда оценочных средств из числа научно-педагогического состава отдела. Для ФОС текущего и промежуточного контроля это, как правило, сотрудник, разрабатывающий и/или ведущий дисциплину и/или практику.

Фонд оценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению начальника отдела.

5.6. Разрабатываемые ФОС должны быть универсальны в вопросах применения, то есть возможность использования ФОС должна предоставляться как научно-педагогическим работникам, преподающим данную дисциплину, так и иным научно-педагогическим работникам, сотрудникам отдела аспирантуры, а также полномочным лицам при проведении внешней экспертизы качества освоения обучающимися данной дисциплины.

5.7. ФОС текущей и промежуточной аттестации размещаются на сайте АН РТ.

5.8. Информация, содержащаяся в ФОС на уровне РПД и РПП для текущей и промежуточной аттестации аспирантов, хранится в отделах, реализующих дисциплины и практики согласно учебному плану, а также в отделе аспирантуры.

Информация, содержащаяся в ФОС по государственной итоговой аттестации и образовательной программе в целом, хранится в отделе, к которому прикреплён аспирант, а также в отделе аспирантуры.

5.9. Рецензирование ФОС осуществляется в рамках рецензирования РПД, РПК, программ государственной итоговой аттестации или программ её компонентов, составными частями которых являются ФОС.

6. Содержание фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации

6.1. ФОС для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике разрабатывается в рамках РПД или РПК, соответственно. Часть элементов ФОС может помещаться в приложении (приложениях) к РПД или РПК (в случае их значительного объёма и/или в случае, указанном в п. 6.2 настоящего Положения).

6.2. Если предварительное ознакомление обучающегося с содержанием оценочных средств снижает точность производимой с их помощью оценки (тесты, задания к контрольным работам и т. п.), то такие оценочные средства хранятся в отделе в качестве приложения к РПД в бумажном и/или электронном виде без предоставления к ним свободного доступа и доводятся до сведения аспирантов исключительно в ходе применения этих оценочных средств впроцессе обучения. В РПД в этом случае указывается только форма контроля (вид задания) и приводится небольшое количество отдельных заданий в качестве примера. Вместе с тем в РПД приводится исчерпывающе полная и точная характеристика тематических областей учебного материала и его источников, знание которых необходимо для качественного выполнения заданий данной формы контроля.

Если предварительное ознакомление аспиранта с содержанием оценочных средств не влияет на точность производимой с их помощью оценки (темы домашних письменных заданий, рефератов и т. п.), то такие оценочные средства должны быть сформулированы в фондах оценочных средств в форме, готовой для их адресации обучающимся, с указанием всех дополнительных деталей, необходимых для правильной подготовки и выполнения заданий без дополнительных комментариев со стороны преподавателя.

6.3. ФОС для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) включает в себя:

· оценочные средства для проведения текущей аттестации;

· оценочные средства для проведения промежуточной аттестации;

· таблицу соотношения компетенций, критериев их формирования и оценочных средств.

6.4. ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике, входит в состав РПП и включает в себя:

· оценочные средства для проведения промежуточной аттестации;

· таблицу соотношения компетенций, критериев их формирования и оценочных средств (Приложение 1);

· таблицу критериев формирования оценок (Приложение 2).

6.5. Оценочные средства для проведения текущей аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), входящей в состав РПД, включает в себя готовые к использованию комплекты заданий по всем формам текущего контроля, предусмотренным РПД. ФОС для проведения текущей аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) может включать в себя банки тестовых заданий, задания для контрольных работ, лабораторных работ, темы рефератов и другие формы оценивающих средств, в зависимости от профиля дисциплины и применяемых образовательных методик.

6.6. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включают в себя комплект вопросов и/или задач к экзамену или зачёту. Экзаменационные билеты помещаются в приложение к РПД.

6.7. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике составляются с учетом специфики типа практики, её задач и содержания. Они могут включать в себя описание процедур, на основании которых оценивается приобретение компетенций при прохождении практики, и/или типовые задания для таких процедур.

6.6. Таблица соотношения компетенций, критериев их формирования и оценочных средств включает в себя:

· перечень компетенций, на приобретение которых нацелена дисциплина, включая шифр каждой компетенции и её расшифровку (берётся из соответствующей ОПОП с опорой на ФГОС ВО);

· показатели формирования компетенций для данной дисциплины. Формулируются в виде перечня знаний, умений, способностей, готовностей, которые приобретаются в результате освоения дисциплины и могут рассматриваться как компоненты и/или результаты отдельных этапов формирования конкретных компетенций, на приобретение которых нацелена дисциплина. Приводятся отдельно для каждой компетенции;

· распределение оценочных средств текущего и промежуточного контроля по компетенциям и показателям формирования компетенций.

7. Содержание фонда оценочных средств

для проведения государственной итоговой аттестации

7.1. К видам итоговых аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации КФУ относятся:

· государственный экзамен;

· научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Конкретный набор государственных итоговых испытаний определяется ОПОП.

7.2. Фонд оценочных средств для государственного экзамена разрабатывается в рамках программы государственного экзамена и включает:

· перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы, и расшифровка этих компетенций;

· совокупность экзаменационных вопросов либо заданий необходимого типа, предназначенных для оценивания компетенций выпускника на государственном экзамене;

· карту соотношения вопросов к государственному экзамену и компетенций;

· критерии оценки усвоения компетенций.

Оформление оценочных средств для государственного экзамена описано в «Положении о государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре АН РТ».

7.3. Фонд оценочных средств для научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) включает методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки работы требованиям ВАК.

7.4. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации проходят обсуждение в отделе и утверждаются на Учёном совете обособленного структурного подразделения, ответственного за реализацию ОПОП, в рамках обсуждения и утверждения программы государственной итоговой аттестации.

8. Внесение изменений в Положение

8.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется путем подготовки отделом аспирантуры проекта Положения в новой редакции.

9. Регистрация и хранение

9.1. Положение регистрируется в ОДК. Оригинальный экземпляр настоящего Положения хранится в ОДК до замены его новым вариантом. Заверенная копия настоящего Положения хранится в составе документов отдела аспирантурыАН РТ.

9.2. Положение размещается на странице отдела аспирантуры официального сайта АН РТ.

СОГЛАСОВАНО:

Зав. отделом аспирантуры Л.А. Габдрахманова

Ведущий специалист кадрового и правового обеспечения М.М.Шамсутдинов


Приложение 1

Приложение 2

Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации аспирантов (pdf)



Центр перспективных экономических исследований Академии Наук РТ 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан Виртуальный музей-библиотека Академии Наук Республики Татарстан Татарстанский ЦНТИ