Махмутов Мирза Исмаил улы
Действительный член Академии наук Республики Татарстан
Махмутов Мирза Исмаилович
(1926 – 2008)
Родился в 1926 г. Педагог и филолог. Доктор педагогических наук (1972), кандидат филологических наук (1966), профессор, академик Российской академии образования (1991); АПН СССР (с 1978 г.), действительный член Академии наук Республики Татарстан (1991). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки (1996). Лауреат премии им. Н.К.Крупской (1986). Академик-секретарь Отделения социально-экономических наук АН РТ (с 1996 г.).
Окончил Иркутское военное авиатехническое училище, Московский военный институт иностранных языков Советской Армии. С 1944 до 1956 г. служил в Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. Работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете (1956–1958 гг.), министром просвещения Татарской АССР (1958–1979 гг.), с 1976 г. – директор НИИ профтехпедагогики СССР (Институт среднего профессионального образования РАО).
Основные труды – в области теории и практики педагогики. М.И.Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; обосновал концепцию проблемного обучения как дидактическую систему развития мышления учащихся; разработал концепцию методов развивающего обучения; определил метод как систему регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач, а не как способ действия, предложил новую номенклатуру методов, отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся; ввел в педагогику понятие «бинарности» методов как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала (основа сотрудничества).
На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.
С 1976 г. М.И.Махмутов организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и проф. образования в СПТУ.
В 1992 г. создал новый тип высшего научного заведения – Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором, руководил разработкой учебных планов и технологий обучения по модели американских общинных колледжей. В 2001 г. создал центр арабской культуры «Аль-ходара».
Теоретические работы М.И.Махмутова, его научная школа признаны в России и других странах. Им опубликовано более пятисот работ, в том числе монографии «Теория и практика проблемного обучения», «Проблемное обучение. Основные вопросы теории», «Современный урок и вопросы теории», «Организация проблемного обучения в школе», имеющие фундаментальное значение для развития и перестройки современной педагогики.
Известны работы М.И. Махмутова как лексикографа и востоковеда. Он автор «Школьного русско-татарского словаря», «Арабско-татарско-русского словаря заимствований» (в соавторстве), «Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся» (в соавторстве) и книги «Пророк Мухаммед» – учебного пособия по исламу для российских школ. Под редакцией М.И.Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (2000 г.).
Им сделано более двадцати докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках. Под научным руководством М.И.Махмутова подготовлено более сорока кандидатских и десяти докторских диссертаций.
Принимал активное участие в международной деятельности Министерства просвещения СССР, работе национальной комиссии ЮНЕСКО, был экспертом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности ЮНЕСКО, членом Советского комитета Всемирного Совета мира, принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Всемирных конгрессов татар г. Казани (1990–1994) , возглавлял общество «Ватан».
М.И. Махмутов был одним из учредителей АН РТ, депутатом Верховного Совета ТАССР, членом Президиума АПН СССР и бюро отделения профтехпедагогики, экспертного совета ВАК СССР, Комитета по государственным премиям РТ в области науки и техники.
В настоящее время М.И. Махмутов – главный научный сотрудник ИСЭПН АН РТ; член советов по защите докторских диссертаций в КГПУ и Институте среднего профессионального образования РАО, член Президиума АН РТ. Занимается исследованием проблем демократизации национального образования, обучения и нравственного воспитания детей и молодежи, развития интеллектуального потенциала общества и др.
Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двенадцатью медалями, Почетными грамотами Республики Татарстан, Министерства просвещения СССР, РСФСР, Академии педнаук СССР и др.