Габдулхаков Валерьян Фаритович
Габдулхаков Валерьян Фаритович - профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан (2023), доктор педагогических наук, научные интересы: антропология педагогического образования, прикладная педагогика, поликультурное образование, современные технологии образования. Действительный член (академик)международных ассоциаций исследователей – МПА, АПСН, РАЕ.
Габдулхаков Валерьян Фаритович родился 01.01.1957 г. в г. Златоусте Челябинской области. Получил среднее образование в школе № 40 г. Оренбурга (1974). Закончил с отличием историко-филологический факультет Оренбургского государственного педагогического института им. В.П.Чкалова в 1978 г. (Оренбург), аспирантуру НИИ профтехпедагогики АПН СССР в 1983 г. (Казань).Кандидатская диссертация защищена в 1983 г. (Казань).
Работал преподавателем в ГПТУ № 6 г. Медногорска, учителем в средней школе № 56 г. Оренбурга, проводил занятия в Оренбургском педагогическом институте.25 лет был заведующим кафедрой, проректором по научно-методической работе в Институте развития образования Республики Татарстан. 18 лет работал в Казанском федеральном университетена разных должностях: преподавателя, председателя ГАК, заведующего кафедрой, заместителя директора по научной работе. Работал главным редактором и членом редколлегий ваковских педагогических журналов.
Стаж научно-педагогической работы 45 лет.
Докторская диссертация защищена в НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР (Москва) в 1992 г. Ученое звание профессора присвоено в 1993 г.
Избран членом-корреспондентом Академии наук Республики Татарстан в 2023 г.
В настоящее время – руководитель Научно-образовательного центра педагогических исследований Казанского федерального университета, заведующий Центром прикладной педагогики Академии наук Республики Татарстан. Эксперт Российской академии наук и Российского научного фонда.Научный руководитель проектов: «Поликультурное образование», «Одаренность и её развитие», «Антропология национального образования», «Инновационные технологии дошкольного образования», «Прикладные аспекты педагогического образования».
Под руководством В.Ф. Габдулхакова проведено 78 республиканских, всероссийских и международных конференций, опубликовано 70 сборников научно-методических материалов.
Член диссертационных советов по психологии, педагогике, лингвистике и методике преподавания. Подготовил 45 кандидатов и докторов наук.
Имеет более 950 научно-методических и учебно-методических работ. 12 книг отмечено дипломами лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга» (Фонд отечественного образования), 7 публикаций отмечены памятными Золотыми медалями Международных книжных выставок в Москве (ВДНХ), Лондоне, Лейпциге, Франкфурте, Барселоне, Гонконге, Астане.
Награды: Отличник просвещения РСФСР (1991), Заслуженный учитель Республики Татарстан (1996), Заслуженный деятель науки Республики Татарстан (2004), Почетный работник в сфере образования Российской Федерации (2018), лауреат Государственной премии Республики Татарстан (2019). Награжден грамотами Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства образования и науки Российской Федерации, медалями "В память 1000-летия Казани", "За заслуги в образовании Республики Татарстан", медалью Юнеско им. Кул Гали (журнал «Мирас») и др. Отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации (2017), Благодарностью Президента Республики Татарстан (2022).
По решению Международного научно-промышленного консорциума (EuropeanScientificandIndustrialConsortium) награжден орденом Петра Великого, орденом Екатерины Великой, двумя орденами Александра Великого, орденом "LaboreetScienia", орденом "Первый среди равных", орденом "За заслуги", медалью им. В.И.Вернадского, медалью "За успехи в образовании юношества", Золотой медалью "За новаторскую работу в области высшего образования", "медалью "За верность традициям отечественного образования" (Москва, РАЕ), присвоены почетные звания "Основатель научного направления", "Основатель научной школы", "Заслуженный деятель науки и образования", "Заслуженный деятель науки и техники" (Москва, РАЕ,).
Публикации: книги издавались в России, Беларуси, Польше, Великобритании, Голландии, США. Среди основных монографических работ за последние годы самые цитируемые:
· Габдулхаков В.Ф. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / Р.А. Исламшин, В.Ф. Габдулхаков. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», в надзаголовке: Российская академия образования, 2005. – 288 с.
· Габдулхаков В.Ф. Русский язык в межкультурном общении, грамматической теории и методике преподавания / В.Ф.Габдулхаков, Л.В.Мирошниченко, С.В.Фаттахова, Н.Д.Колетвинова и др. // Учебно-методическое пособие. – Казань: Татарское кн. изд-во, 2008. – 399 с.
· Габдулхаков В.Ф.Лингводидактика поликультурного языкового образования./ В.Ф.Габдулхаков, В.Н.Хисамова / Учебно-методическое пособие.– М.: Национальный книжный центр, 2012. – 248 с.
· Valerian F. Gabdulchakov, Evgeniya O. Shishova. Educating Teachers for a Multicultural School Environment. Intercultural Communication: Strategies, Challenges and Research.Monograph. Chapter 1. Nova Science Publishers. Hauppauge, NY, United States. 2017. Pp. 1-41.
· Габдулхаков В.Ф. Menter-технологии подготовки учителей: монография. – Казань: Издательство Казанского университета, 2018. – 159 с.
· Габдулхаков В.Ф. Технологии подготовки учителей в классическом университете / И.Р. Гафуров, А.М. Калимуллин, В.Ф. Габдулхаков и др.; под ред. проф. И.Р. Гафурова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2019. –140 с.
· Габдулхаков В.Ф. NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2019. – 130 с.
· Габдулхаков В.Ф. Антропология педагогического образования: STEM и STEAM в дошкольной, школьной и университетской практике: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 159 с.
· Габдулхаков В.Ф., Лихачева С.А. Детерминанты современной антропологии поликультурного образования в дошкольных учреждениях Татарстана. // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика: коллективная монография / под ред. М.П.Жигаловой. – Брест: БрГТУ, 2020. – С. 193-197.
· Габдулхаков В.Ф. Прикладная педагогика или как построить качественное педагогическое образование в России: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2021. – 122 с.
· Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya O. Shishova (2022). Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early ChildhoodEducation in Russia. Play and STEM Educationin the Early Years. Monograph. Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 65-84. (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1
· Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Прикладные аспекты повышения эффективности высшего образования. / Монография. – Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2022. – 112 с.
· Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А.Ф. Антропологические вопросы оптимизации высшего образования: монография. – Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2023. – 132 с.
· Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф. Манкуртизм в этническом сознании участников образовательного процесса. // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика: коллективная монография / под ред. М. П. Жигаловой. – Брест: БрГТУ, 2023. – С. 162-172.