22.04.2020

Организация повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: проблемы и перспективы

Организация повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий: проблемы и перспективы (результаты мини-опроса руководителей образовательных организаций)

В связи с распространением COVID-19 российские учебные заведения перешли в онлайн-режим. Процесс затронул все ступени образования.

Обучение работников образования с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования и осуществляется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Для реализации в Центре повышения квалификации АН РТ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с использованием дистанционных образовательных технологий создан сайт дистанционного обучения http://cpkanrt.ru//. Обучение ведется с использованием системы управления обучением Moodle по дополнительным профессиональным программам, в т.ч. прошедшим конкурсный отбор и вошедшим в республиканский реестр.

Организация обучения на нашем сайте дистанционного обучения предусматривает реализацию программы ПК частично или в полном объеме с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Преподаватель (тьютор) сопровождает слушателей, осваивающих ДПП ПК, помогает разрешить возникающие вопросы и затруднения. Слушатели общаются с преподавателями, получают необходимую методическую поддержку, осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые в дальнейшем могут использовать в своей профессиональной деятельности. Применение дистанционных технологий в образовательной деятельности способствует развитию профессионального мастерства современного руководителя и педагога.Новый рисунок.png

В процессе реализации программ ПК практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Проводятся различные формы занятий: чат-занятия, веб-занятия и телеконференции. Формы и виды контроля сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности. Учебные и методические материалы специально разработаны с учетом особенностей дистанционного обучения, необходимые учебные ресурсы оцифрованы.

Руководители образовательных организаций в Центре повышения квалификации Академии наук Республики Татарстан тоже повышают уровень своего образования и квалификацию удаленно. Сейчас для этого оптимальный период.

С целью эффективного выявления и оперативного решения возникающих проблем и вопросов в ходе обучения в дистанционном режиме Центром повышения квалификации 17–18 апреля 2020 года был проведен опрос слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Управление образовательной организацией в условиях модернизации образования», сроки обучения: с 8 апреля по 22 апреля 2020 года.

В опросе приняли участие 36 слушателя из 41.

Опросник включал следующие вопросы:

1. Проходили ли Вы (слушатели) раньше обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки дистанционно?

2. Какова Ваша оценка организации дистанционного образования в Центре повышения квалификации АН РТ?

3. В чем Вы видите сложности в организации дистанционного обучения в организациях дополнительного профессионального образования?

4. Ваши пожелания и предложения по улучшению качества дистанционного обучения.

На вопрос «4. Ваши пожелания и предложения по улучшению качества дистанционного обучения» слушатели отметили как положительное в организации повышения квалификации руководителей в ЦПК АН РТ:

- высокий уровень и качество как лекционного, так и теоретического материала;

- хороший подбор и разработка образовательного контента: материалы лекции, практикумов, творческих и тестовых заданий, дополнительного материала – видео и презентации;

- своевременные отзывы и комментарий к выполненным заданиям и оперативное консультирование слушателей по возникшим вопросам;

- сочетание материалов дистанта с вебинарами: участие в вебинарах с К.М. Ушаковым, преподавателями Центра, самостоятельное участие в предложенных организаторами вебинарах; круглыми столами и консультациями;

- в сложившихся обстоятельствах организация ДО - наилучший выход. Необходимо также отметить мобильность организаторов - реагирование на актуальные запросы и потребности слушателей;

- организация активной работы в чате, форумах и в группе на мессенджере WhatsApp;

- возможность участия на виртуальных стажировках.

В качестве пожелания ЦПК АН РТ:

- сделать возможность скачивания записей курсов (некоторые материалы система действительно не дает возможность скачивать, данный вопрос прорабатывается с айти специалистами, материалы были направлены на электронные адреса слушателей);

- дать больше времени на изучение предлагаемого материала, увеличить сроки обучения (на обучение дано 14 дней, в связи с независимыми от Центра обстоятельствами некоторым слушателям было трудно сочетать учебу и работу: сложившаяся ситуация с коронавирусом, режим самоизоляции и продолжение работы руководителей ОО на «удаленке»).

А также слушатели отметили в качестве пожелания и предложений другим организациям ДПО:

- создать единую бесплатную образовательную площадку с возможностью не только преподавать, но и обучаться, делиться опытом;

- отсутствие обратной связи (отзывы на работы, проекты);

- материал дифференцировать для молодых и опытных руководителей;

- подбор материала для контента в соответствии с тематикой программы и категории слушателей;

- возможность «разбавить» занятия в онлайн режиме (вебинар), чтобы была возможность послушать лектора вживую;

- дистант сочетать с вебинарами, круглыми столами, тренингами и т.д.

Подводя итоги опроса, хочется отметить, что в целом обучающиеся удовлетворены деятельностью Центра повышения квалификации Академии наук РТ по организации повышения квалификации руководителей образовательных организаций республики в режиме дистанционного обучения.

Надеемся, что анализ результатов анкетирования позволит определить проблемные зоны при организации повышения квалификации в дистанционном формате, спланировать процесс организации эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии играют важную роль в подготовке слушателей в системе повышения квалификации на современном этапе; технологические решения, которые могут быть использованы для реализации программ дополнительного профессионального образования, построенные на основе систем дистанционного обучения (Moodle), вебинары, сетевые сервисы и инструменты Google; эффективность ДОТ достигается при использовании модульных и кейс-технологий.

Ссылка: Результаты опроса

Центр перспективных экономических исследований Академии Наук РТ 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан Виртуальный музей-библиотека Академии Наук Республики Татарстан Татарстанский ЦНТИ