Астрономы нашли пропавшую половину видимого вещества Вселенной.

11.10.2017
Две международные команды исследователей заявили об обнаружении части недостающего видимого вещества Вселенной. Им удалось обнаружить газовые нити, соединяющие соседние галактики. Ученые направили своим работы в журналы Monthly Notices of the Royal Astronomical Society и Nature, препринты доступны на сайте ArXiv.org, пишет N+1.

Согласно современной общепринятой модели, Вселенная только на 4,6 процента состоит из барионной материи. Остальные свыше 95 процентов приходятся на темную материю и темную энергию. Однако при наблюдениях ранее удавалось обнаружить только половину от того количества видимого вещества, которое предсказывает теория.

По данным гидродинамического моделирования, примерно половина недостающего вещества должна пребывать в виде нагретого газа, соединяя при этом галактики и скопления. Но нити так называемой тепло-горячей межгалактической среды (WHIM) очень трудно обнаружить из-за низкой плотности составляющего их газа. Все предшествующие попытки их найти оказывались недостоверными или неполными.

В своей работе обе команды астрономов использовали термический эффект Сюняева-Зельдовича. Фотоны реликтового излучения, проходя через газ, приобретают дополнительную энергию, что помогает изучению барионного вещества. Одна из команд изучала 260 тыс. пар галактик, другая – 1 млн. Плотность газа в обнаруженных ими структурах в три-шесть раз выше, чем в среднем по Вселенной.

По оценке исследователей, им удалось найти минимум 30 процентов недостающего вещества. Статьи направлены в рецензируемые журналы. Эксперты предварительно оценивают полученные результаты как достаточно убедительные.