Геологи доказали, что на Земле началась "эра человека"

02.03.2017
Геологи заявляют о начале антропоцена, "эры человека" на Земле, опираясь на открытие двух сотен различных минералов, в формировании которых люди приняли непосредственное участие, говорится в статье, опубликованной в журнале American Mineralogist.

"Среди более пяти тысяч минералов Земли присутствует 208 видов, которые напрямую или косвенно были созданы человеком начиная с середины 1700 годов. Мы полагаем, что сейчас формируются и другие типы "антропогенных" минералов с такой же сверхбыстрой скоростью. По геологическим меркам, эти 250 лет являются мгновением ока по сравнению с тем временем, которое формировались другие породы в прошлом", — заявил Роберт Хейзен из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Экологи, биологи и многие другие представители естественных наук уже более полувека говорят о наступлении антропоцена – новой геологической и исторической эры, в которой на Земле начал господствовать человек. В пользу этого выдвигается масса аргументов, опирающихся на резкое ускорение в темпах вымирания животных и необратимые изменения в экосистемах, вызванные деятельностью человека.

Подобные идеи вызывают резкое неприятие со стороны геологов, которые не считают, что подобные процессы могут оставить заметный след в породах Земли, способный подсказать нашим далеким потомкам или гостям планеты, что в это время наступила новая эра, связанная с развитием нашей цивилизации.

Дело в том, что геологи используют два формальных критерия для разделения исторических эпох — наличие заметных следов долгосрочных и долговременных изменений в породах этой эпохи, а также следы быстрых и кратковременных глобальных перемен.

Ярким примером этого служат отложения на границе между меловым периодом и кайнозоем, сохранившие в себе следы падения метеорита, которое уничтожило динозавров и вызвало глобальные изменения в климате планеты. Такие прослойки пород, сигнализирующие о смене эпох, геологи часто называют "золотыми гвоздями", по аналогии с символическими костылями, которые промышленные магнаты XIX века вбивали в шпалу при закладке новых железных дорог.

Хейзен и его коллеги открыли целую "россыпь" подобных гвоздей, сформировавшихся за очень короткое время и хорошо заметных в отложениях нашей эпохи, изучая породы на дне Средиземного моря, в шахтах Канады и в других уголках мира, где хозяйничал человек.

Как они обнаружили, человечество начало оставлять свои следы в "геологической летописи" Земли уже три века назад, когда началась первая промышленная революция и люди начали массированно изготовлять различные искусственные соединения и субстанции, не существующие в природе.

Ими, к примеру, является цемент, отбросы из медных и других рудных шахт, внутри которых формируются различные кристаллы и структуры, залежи золы и пепла у заводов и электростанций, а также многие другие "прямые" продукты человеческой деятельности.

Вдобавок к этому, ученые открыли множество "непрямых" геологических следов человечества – залежи морских минералов, возникающих в результате разложения металлической обшивки потопленных кораблей на дне моря, светящиеся шарики в урановых шахтах, возникающие в результате конденсации воды на их стенах, обогащенной ураном и продуктами его распада.

Самый экзотический пример этого, который упоминают Хейзен и его коллеги – минерал тиннункулит, возникающий в результате взаимодействия экскрементов птиц и раскаленного метана, углекислоты и других горячих газов. Он был найден на Кузбассе, в горящей угольной шахте в российском Копейске, а также был обнаружен на плато Расвумчорр на Кольском полуострове.

Все эти примеры, как считают авторы статьи, позволяют однозначно говорить о том, что антропоцен действительно начался, и что наши далекие потомки или "гости" с других планет смогут найти его следы и определить время начала в толще недр Земли.

Источник: РИА-Новости