Габдулхаков Валерьян Фәрит улы
Родился в 1957 году. Доктор педагогических наук (1992), профессор (1993). Руководитель НОЦ педагогических исследований Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», заслуженный учитель РТ (1996), заслуженный деятель науки Республики Татарстан (2004), лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (2019), медаль «За заслуги в образовании» Министерства образования и науки РТ (2007), почетный работник сферы образования РФ (2017), Благодарность Президента РФ (2017) и Благодарность Президента РТ (2022).
Габдулхаков В.Ф. – специалист в области теории и методики поликультурного образования, автор более 800 научных работ, из них 18 монографий, 58 методических пособий, 5 учебников, более 100 статей в ВАКовских журналах, более 30 статей в изданиях Scopus и WoS.
В 1978 г. окончил с отличием историко-филологический факультет Оренбургского государственного педагогического института. С 1978 г. работал преподавателем профтехучилища, учителем средней школы, преподавателем пединститута, научным сотрудником НИИ профтехпедагогики АПН СССР. С 1985 г. – заведующим кафедрой русского языка и литературы, проректором Татарского института усовершенствования учителей (впоследствии ИПК, ИРО РТ). С 2007 г. – зав. кафедрой, зам. директора, руководителем НОЦ педагогических исследований Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
Основные научные результаты Габдулхакова В.Ф.:
- решены задачи технологизации высшего педагогического образования – разработаны технологии подготовки учителей, нашедшие отражение в коллективной монографии «Технологии подготовки учителей» (Казань: Изд-во Казанского университета, 2019. 140 с.);
- исследованы прикладные аспекты повышения качества поликультурного образования – обоснованы организационно-педагогические условия реализации исследовательских и практико-ориентированных подходов (см. монографию «Прикладные аспекты повышения эффективности высшего образования». Казань: Изд-во АН РТ «Фэн», 2022. 112 с.);
- разработаны антропологические вопросы оптимизации педагогического образования – вопросы оптимального сочетания антропологических и цифровых форм обучения (см. монографию «Антропологические вопросы оптимизации высшего образования: монография». Казань: Изд-во АН РТ, 2023. 132 с.);
- обоснованы механизмы преодоления языковой интерференции в условиях билингвального образования, представленные в коллективной британо-американской монографии, опубликованной международным издательством Springer (2022).