Программа вступительного испытания в аспирантуру по дисциплине – Фольклористика
Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине по научной специальности 5.9.4. – Фольклористика
Введение
Предметом фольклористики (5.9. Филология. Научная специальность – 5.9.4. Фольклористика) является широкая область традиционной народной культуры, прежде всего – устная словесность, которая представляет собой не только древнейшую часть человеческой цивилизации вообще, но и «первую главу» истории мировой литературы. История любой национальной культуры немыслима без изучения фольклора данного народа как типологически наиболее ранней формы словесного творчества. Это изучение позволяет понять происхождение и закономерности развития жанровой системы литературы, отдельных тем и сюжетов, элементов поэтического языка и стиля. В конце XX в., наряду с архаическими, сельскими, патриархальными традициями, равноправное положение занял «неофициальный» синкретический городской фольклор.
Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) предполагает синтез знаний в этой области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения материала дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ по научной специальности 5.9.4. «Фольклористика» основана на программах учебных курсов «Устное народное творчество», «Татарское устное народное творчество», читаемых на филологических факультетах (специалитет и магистратура по направлению «Филология») Высших учебных заведений РТ.
Цель: Отбор претендентов на обучение в аспирантуре, обладающих высокой общефилологической компетенцией, овладевших знаниями в области фольклористики в пределах базовых и специальных дисциплин вузовского курса («Русское устное народное творчество», «Теория фольклора», «История фольклористики», «Сравнительная фольклористика» и др.), имеющих опыт полевой и камеральной работы с фольклором. Абитуриенты должны продемонстрировать достаточную осведомленность в области жанровой систематики, поэтики и теории фольклора, истории фольклористики и новейших направлений ее развития на базе тем по трем основным направлениям: общей теории и истории фольклористики, жанровой систематики фольклора, а также методологии фольклористического анализа.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 5.9.4. - ФОЛЬКЛОРИСТИКА
1. Фольклор как особая форма духовной деятельности человека.
2. Предмет и задачи науки о фольклоре.
3. Теории происхождения фольклора. Фольклор как синкретическое искусство.
4. Основные признаки фольклорных произведений. Коллективный характер народного искусства. Исторические и бытовые основы его. Устность народного творчества. Традиционность. Единство традиционности с импровизацией. Вариативность произведений фольклора. Связь её с устным характером и исполнительством как формой существования фольклорных произведений. Понятие инварианта.
5. Фольклор как особая система коммуникативных отношений. Роль аудитории (слушателей, зрителей) в фольклоре.
6. Социальная природа устного народного творчества.
7. Фольклористика как наука, её место в системе других наук.
8. Основные направления современной фольклористики: филологическое, этнографическое, историко-социологическое, искусствоведческое, музыковедческое.
9. Методы изучения фольклора: сравнительно-исторический (типологический), системный, метод комплексного изучения, структурно-семиотический.
10. Принцип стадиального изучения фольклора и проблемы периодизации.
11. Классификация фольклора. Принципы систематизации фольклорных произведений. Выделение видов и жанров.
12. Понятие и основные признаки жанра в фольклоре. Жанровый состав фольклора. Судьбы различных жанров. Причины умирания одних и продуктивности других жанров. Появление новых жанров – продукт социального развития общества.
13. Историзм фольклора. Проблема «фольклор и действительность» - узловая проблема для понимания художественной сущности фольклора, специфики его отдельных жанров. Различные точки зрения на проблему соотношения фольклора и истории, существующие в фольклористике: взгляды В. Я. Проппа, Д. С. Лихачёва, Б. А. Рыбакова.
14. Проблема исполнительства в фольклоре. Музыкальные, драматические, игровые моменты исполнения различных жанров. Типы народных исполнителей, их индивидуальное мастерство.
15. Соотношение коллективного творчества с индивидуальным характером и профессионализмом исполнения, традиция и импровизация.
16. Поэтика фольклорных произведений. Способы изображения человека, отсутствие или необязательность логических мотивировок, пространство и время в фольклоре, принципы фольклорной композиции. Роль напева в музыкальном фольклоре.
17. Стабильные и изменчивые элементы в фольклоре. Сочетание их в разных жанрах. Роль типических мест и постоянных эпитетов. Степень проницаемости и изменяемости жанров, их взаимодействие и взаимовлияние. Существование жанрово-промежуточных явлений. Контаминация.
II. Жанровый состав татарского фольклора
Обряды и обрядовый фольклор.
18. Классификация обрядового фольклора. Значение обрядовых действий, их типология. История записей и изучение обрядности и поэзии.
Традиционное поэтическое начало: композиция, символика, сравнения, эпитеты, импровизация в причитаниях.
Сказки
19. Общее определение сказки, главные её разновидности по традиционному делению: сказки о животных, волшебные, бытовые. Сложность систематизации; сказки кумулятивные, сатирические, новеллистические, докучные, небылицы, присказки, сказки о богатырях. Указатели сказочных сюжетов, их достоинства и недостатки.
20. Исторические корни и социальная функция сказок, их отношение к действительности. Значение работ В. Я. Проппа. Исследование сказок структуралистами.
Несказочная проза
21. Проблематика систематизации несказочной прозы в современной науке. Направление ведущихся исследований, состояние собирательской работы и публикаций.
22. Определение преданий и легенд. Предания исторические и топонимические. Христианские легенды и былички. Легенды о народных заступниках и избавителях, о далёких землях. Мемораты, их генетическое соотношение с преданиями и легендами. Этиологические и демонологические рассказы, их разновидности.
23. Особенности бессознательно-художественного творчества в несказочной прозе. Общественная функция преданий и легенд, их современное состояние, трансформация, вызванная изменением функций. Предания об исторических лицах и событиях как выражение народной оценки и интерпретации.
Баиты
24. Определение жанра. Происхождение термина. Классификация баитов. Баиты как поэтическое выражение народного исторического сознания. Соотношение героев исторических баитов и исторических лиц, фольклорных сюжетов и исторических событий, роль отдельных исторических и географических реалий.
25. Поэтическая система баитов. Принципы изображения героев, времени, пространства. Композиция, лейтмотивы, общие места, функция постоянных эпитетов, роль напевов.
26. История собирания и публикации баитов.
27 . Вопрос о генетических и типологических соотношениях баитов с эпосом других народов, баитов и летописей, былин и иных жанров устной поэзии.
Народные песни.
28. Классификация песен. Специфика исторических песен. История их собирания и изучения. Аспекты изучения лирической песни. Генезис лирической песни. Жанры лирической крестьянской песни. Изображение человека и мира. Система художественных средств, используемых в бытовой лирике: композиция, виды иносказаний, эпитеты. Сюжетная циклизация. Песни трудовые, хороводные, плясовые, игровые. Связь их содержания и формы с формами движения.
Малые жанры фольклора.
29. Пословица как явление фольклора и языка. Отражение в пословицах и поговорках исторической действительности, философии, поведения, морали разных социальных групп. Специфика загадок. Образный язык, иносказательность, ритмическое и звуковое строение пословиц, поговорок и загадок. Проникновение их в другие жанры и виды устного народного творчества.
Детский фольклор и фольклор для детей
30. Детский фольклор – особая область устных словесных произведений, созданных детьми и не входящих в репертуар взрослых. Материнский фольклор. Поэзия материнства, пестования как область фольклора, созданная взрослыми для детей самого младшего возраста и являющаяся одним из средств народной педагогики. Основные жанры: колыбельные песни, потешки (пестушки, забавки). Бытовая функция, форма исполнения, особенности поэтической системы колыбельных песен. Основные формы детского фольклора. Игровой фольклор: игровые песенки, считалки, жеребьёвки. Поэтическая система разновидностей детского фольклора. История собирания и публикации детского фольклора. Связь детского фольклора с разными эпизодами детской жизни. «Страшилки».
Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия.
Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. – М., 1996.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., Высшая школа, 2001 г. и дальнейшие издания
Бакиров М.Х. Татар фольклоры: Югары уку йортлары өчен дәреслек. – Казан: Мәгариф, 2008. – 359 б.
Бакиров М.Х. Татарский фольклор. – Казань: Ихлас, 2012. – 400 с.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора (любое издание).
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М., 2002.
Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. – СПб., 2004
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М., 1977.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г.Кругляев. – М., 1986.
Урманчеев Ф.И. Татар халык иҗаты. – Казан: Мәгариф, 2002. – 335 б.
Урманчеев Ф.И. Татар халык иҗаты: Хрестоматия. – Казан: Мәгариф, 2004. – 479 б.
Хәмит Ярми. Татар халкының поэтик иҗаты. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1967. – 308 б.
Теория фольклора
Аникин В.П.Теория фольклора. – М., МГУ, 1998, переиздания 2002, 2007 гг.
Татарское народное творчество: в 15 т. – Казань: Татар. кн. Изд-во, 2019. – Т. 8: Дастаны. – 471 с.
Хәмит Ярми. Татар халкының поэтик иҗаты. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1967. – 308 б.
История фольклористики
Академические школы в русском литературоведении. – М., 1975
Хәмит Ярми. Татар халкының поэтик иҗаты / Казан: Татар. кит. нәшр., 1967. – 308 б.
Ямалтдинов И.И. Татарская фольклористика 20-60-х гг. XX века. Собирание, публикация и научное изучение фольклора / И.И.Ямалтдинов. – Казань: ИЯЛИ, 2016. – 184 с. – (Серия «Библиотека журнала «Фәнни Татарстан»; 8-я книга).
Словари и справочная литература
Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии / Отв. ред. К.П. Кабашников. – Минск, 1993.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4) / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. – М.: Наука, 1991.
Русский фольклор. Словарь. Справочник. Составитель Т.В.Зуева, М., 2002 г.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Толстая. – М., 2002 (1-е изд.: 1995).
Славянские древности. Этнолингвистический словарь в пяти томах / Под ред. Н.И.Толстого. Т. 1. А–Г. М.: Международные отношения, 1995; Т. 2. Д–К. 1999; Т. 3. К–П. 2004; Т. 4. П–С. 2009.
Татар фольклоры теле: мәкальләр, канатлы әйтелмәләр, җор сүзләр һәм әйтемнәр: сүзлек = Язык татарского фольклора: пословицы, крылатые выражения, присловья и поговорки: словарь / К.Р. Галиуллин; фәнни ред. К.М. Миңнуллин. – Казан: ТӘһСИ, 2018. – 588 б.
Татарский фольклор: 1612 – 2022: библиографический указатель = Татар фольклоры: 1612 – 2022: библиографик күрсәткеч / сост. А.Г. Каримуллин, Д.Р. Галиуллина; редкол.: К.М. Миннуллин, И.И. Ямалтдинов, И.Г. Закирова, Р.Ф. Сафиуллина. – Казань, 2022. – 480с.
Урманчеев Ф.И. Татар мифлары. Энциклопедик сүзлек: 3 томда. . – Казан: Мәгариф, 2008, 2009, 2011.
Рабочая программа вступительного экзамена в аспирантуру по фольклористике / Сост. И.Г.Закирова. – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2023. –10 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов), утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 951.Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ от 13 апреля 2023 года, протокол № 3.