Отдел театра и музыки
Первым этапом в области развития национального искусствоведения следует считать открытие в 1968 году отдела искусства на базе сектора фольклора Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КФАН СССР. Отдел начал вести свою деятельность по трём направлениям: театральное искусство, музыкальная культура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство татарского народа. Заведующим отделом был назначен кандидат филологических наук Ф.Н. Гиззатуллин. Для плодотворной работы были привлечены известные деятели искусства (Ф.Х. Валеев, М.Н.Нигмедзянов, И.И. Илялова, Х.Г. Губайдуллин) и молодые учёные (Х.К. Махмутов, Д.А. Гимранова, З.Н. Сайдашева). Знаковым событием стало открытие аспирантуры при отделе искусства, развитием которого стало систематическое обучение с целью подготовки молодых кадров в области искусствоведения.
С 1 января 2007 года был создан новый отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В связи с этим, базовый отдел искусствоведения был переименован в отдел театра и музыки.
В настоящее время отдел театра и музыки работает над исследованием темы "Проблемы преемственности и развития художественной культуры" по двум основным направлениям: "История и теория театрального искусства: татарский театр"; "Музыкальное искусство в системе духовной культуры татар Волго-Уральского региона".
Новизна и значимость проводимых по данным темам фундаментальных исследований определяются тем, что попытка создания трехтомной Истории татарского театра на русском языке в мировой науке предпринимается впервые. Новый, очищенный от идеологических наслоений, подход к предмету исследования, обусловленный изменениями в жизни общества, а также вовлеченный в работу богатый, неиспользованный ранее в научной практике материал позволяют предопределить большую ценность и широкий интерес к будущему труду, как у специалистов, так и у любителей национального сценического искусства.
Научные исследования по теме «Музыкальное искусство в системе духовной культуры татар Волго-Уральского региона» направлены на изучение и сохранение этнического музыкального наследия, решение проблем исторической преемственности в культуре и возрождение традиционных ценностей. Именно этот факт определяет актуальность исследований данного направления.
Как видно, преемственность традиций, заложенных корифеями татарского искусствоведения, сохраняется и в современных научных исследованиях. Отметим тот факт, что научные познания не утратят своей актуальности и в трудах исследователей нового поколения.
Сотрудники