В Болгаре обсудили историко-культурное наследие мусульманских народов и современные подходы к его изучению
Сотрудники нашего Центра принимают активное участие в работе Международной научно-практической конференции "VIII Болгарские чтения "Историко-культурное наследие мусульманских народов: современные подходы к изучению и сохранению".
Свой доклад "Роль Р. Фахреддина в оформлении татаро-башкирской богословской традиции" представил с.н.с. Данияр Гильмутдинов в рамках круглого стола "Роль исторической личности в развитии мусульманской богословской мысли народов Евразии", приуроченного к 165-летию со дня рождения российского учёного-богослова, религиозного и общественного деятеля Р. Фахреддинова. Выступая перед коллегами, он связал деятельность Ризы-казыя с татарским мусульманским эпистемологическим проектом, закончившимся неудачей.
"Жизнедеятельность редактора журнала "Шура" выпала на период "печатного капитализма", особенно в форме газет и журналов, который привёл к прерыванию !живой! связи между мировоззренческими ожиданиями элиты и общины. Методология "джадидизма" заключалась в создании образа отсталых мусульман, нуждающихся в европейском типе мировоззрения, жёстко отмежевавшегося от мрака "средневековья". Такой поворот привёл к тому, что по всем пунктам татарской теологической повестки Р. Фахретдин отошёл от трансцедентальности (т.е. связи со Всевышним) классического богословия в лице Курсави и Марджани, ограничившись социальной прагматикой и "сухим" информарованием единоверцев", – подчеркнул Гильмутдинов.
Н.с. Ильмира Гафиятуллина выступила на секции "Теологическая многополярность: традиционный взгляд и новаторские подходы в условиях современной глобализации", ознакомив участников с особенностями социальной активности мусульманских и православных религиозных деятелей в интернет-пространстве. В частности, в докладе она привела анализ интернет-активности проповедников, отметив характерные черты и представив разработанные практические рекомендации по ведению блогов религиозной направленности. Примечательно, что подобный "кодекс" уже существует в православной среде, действуют православные школы блогера.