«Духовный шёлковый путь»: сотрудники Центра приняли участие в обсуждении современных религиозных ценностей
В Казани 25-26 июля состоялась V Международная научно-богословская конференция «Духовный Шёлковый путь: значение религиозных ценностей в пространстве Большой Евразии». Организаторами мероприятия выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Совет муфтиев России и Университет гуманитарных наук им. Мохаммеда бин Зайда (ОАЭ) при поддержке Республики Татарстан. Среди участников –представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации, министры, муфтии, виднейшие ученые из России, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана, Бразилии, Бахрейна, Китая, Индии, Египта, стран СНГ и других государств, а также руководители международных мусульманских организаций.
В числе спикеров выступили и наши сотрудники. Так, с.н.с Владислав Шерстобоев выступил с докладом на тему «Gemeinschaft и Geselschaft мусульманской городской уммы: опыт невключенного наблюдения». Выступая перед участниками из разных регионов РФ и стран исламского мира, он, основываясь на 4-хлетнем исследовании религиозно активных мусульман, представил условия возникновения и особенности внешнего проявления гемайншафта и гезельшафта в мусульманской городской умме Татарстана.
«Наиболее яркие картины возникновения гезельшафта и эрозии махалли можно наблюдать в районах высокой концентрации промышленных и торговых объектов, таких как речные порты, железнодорожные и автовокзалы, городские рынки. В таких мечетях зачастую отсутствуют кулеры с питьевой водой, кофейные автоматы и иные доступные блага. В период эпидемии КОВИД-19 в таких мечетях не было бесплатных масок и были случаи, когда помощники имамов не пускал прихожан без масок. Такой режим посещения мечети препятствует исполнению верующими тахарата надлежащим образом, затрудняет общение с имамом и в целом делает невозможным выполнение ряда важнейших социальных и духовных функций мечети. В таких условиях верующие оказываются разобщены и лишены возможности создавать и поддерживать отношения гемайншафта, махалли», – поделился Шерстобоев.
Напротив же, в городских и сельских районах, где нет такой сверхконцентрации трудовых мигрантов, помощник имама чаще всего лично знает каждого прихожанина, всегда есть стопка бесплатных масок, спрей с антисептиком для рук, а у стен стоят кулеры, кофейные автоматы, удобные диваны и т.п. Здесь же можно купить домашний мед. Забота, доверие и дружеская, семейная атмосфера устанавливается и сохраняется в тех мечетях, где нет переполненности.
В свою очередь с.н.с. Данияр Гильмутдинов остановился на классической исламской религиозно-богословской системе и её роли в современных условиях. Стоит отметить, что яркими представителями татарской богословской школы были Курсави и Марджани. Основные авторитеты – имамы Газали и Раббани.
«Мы можем наблюдать преемственность поколений, в том числе в теологических взглядах. Так, например, Курсави и Марджани чувствовали границу, отделяющую от пророческого и человеческого «ислама». Однако большинство татарских теологов периода «джадидизма» своим объектом исследования или идейным содержанием выходили за рамки классического богословия. Даже у Мусы Бигиева был «несгораемый минимум», который заключался в принятии Творца», – подчеркнул Гильмутдинов.
Таким образом, мы видим, что традиционные вопросы остаются. Остаются в истории и ответы на них, на которых часто опирались теологи «нового» и «новейшего» времени. Такие важные темы, как «женский» вопрос, преподавание религиозных дисциплин и их сочетание со светскими, трудоустраиваемость выпускников мусульманских учебных заведений, финансирование имамов и мечетей и т.д. переходят в наше время из дореволюционных реалий.
О методах исламской педагогики в патриотическом воспитании студентов рассказала с.н.с. Наталья Седых. В частности, спикер отметила многовековые традиции самой исламской педагогики, в которой изначально заложен принцип единства обучения, воспитания и развития.
«На протяжении веков деятельность исламских педагогов была направлена на формирование добропорядочной личности. Для этой цели, помимо классических методов, применялись активные методы обучения, основанные на взаимодействии педагога с учениками. При этом в системе исламской педагогики центральное место принадлежит наставничеству. Именно им и пользовался первый учитель мусульман – пророк Мухаммад. Сегодня международными экспертами в области образования и просвещения признано: наставничество является самым древним и самым результативным методом обучения и передачи социального опыта», – отметила Седых.
В завершении своего выступления докладчик заверила, что активные методы обучения, традиционные для исламской педагогики, имеют мощный потенциал в плане патриотического воспитания.