Сотрудники Центра приняли участие в конференции "Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации"
В рамках второго дня работы конференции "Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации" свои доклады представили сразу три сотрудника Центра.
Так, на секции "Языковые, этнокультурные и религиозные процессы в современном российском обществе" выступил ведущий научный сотрудник Центра Ильшат Мухаметзарипов. В докладе спикер постарался подробно раскрыть особенности ценностно-нормативных и институциональных предпочтений мусульман Татарстана и Дагестана в контексте функционирования институтов урегулирования конфликтов.
"Несмотря на единство вероисповедания, два региона различаются по своему социально-экономическому развитию и этнокультурным особенностям. Всё это оказывает влияние на модели поведения верующих. Результаты проведённого опроса показали, что в поликонфессиональном урбанизированном Татарстане модели поведения верующих более разнообразны, заметно сильное влияние модернизационных и секуляризационных процессов советского и постсоветского периодов, поэтому предпочтения мусульман и мусульманок не сильно различаются. В преимущественно моноконфессиональном Дагестане заметны различия в ответах: женщины предпочитают эгалитарные отношения, мужчины – патрицентристские. При этом среди респондентов в обоих регионах на выбор норм влияют обстоятельства ситуации и предполагаемая выгода", – поделился Мухаметзарипов.
Интересно, что в таких условиях религиозные посредники, предлагающие услуги по разрешению споров, чаще востребованы в монорелигиозной среде с традиционной родовой структурой и низкой урбанизацией, особенно в случае низкой эффективности светских механизмов.
Свой доклад также представила заведующая отделом "Центр мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в РТ" Гузель Галиева. Она ознакомила коллег с особенностями отражения этноконфессиональных традиций в татароязычных СМИ. В частности, в нём приводятся результаты контент-анализа татароязычных интернет-ресурсов, опубликованных за 1 год в период с 1 сентября 2020 г. по 31 августа 2021 г. Интересно, что наиболее обсуждаемыми среди трёх основных тем этноконфессиональной тематики в татарском интернет пространстве это тема языка (55%). Вопросы религии и межнациональные отношения разделились практически поровну, с разницей в несколько процентов (27,6% и 25,1% соответственно).
По мнению эксперта, все проправительственные интернет-ресурсы несут положительно-нейтральный контент. Остальные частные интернет-издания, напротив, для привлечения большей части аудитории, публикуют статьи в негативном ключе. Таким образом, контент татароязычных интернет сайтов и публикации печатных СМИ отличается контекстом освещения той или иной темы. В то же время, у них есть общие особенности, связанные с целью сохранения татарского языка, передачи культуры и традиций татарского народа последующим поколениям.
В рамках работы секции "Научное сопровождение мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений в регионах РФ" с докладом о межнациональных браках в Татарстане на примере арабских семей выступила младший научный сотрудник Татьяна Клячина. Отметив стабильный рост количества национально-смешанных браков, среди причин Татьяна обозначила такие факторы, как глобализационные процессы и мировая миграция и изменение взглядов на брак.
"С каждым годом количество арабов, приезжающих в Татарстан, увеличивается. Главная цель их приезда – получение образования. Некоторые арабы после окончания обучения остаются в республике, трудоустраиваются и заводят семьи. Часть из них вступает в межнациональный брак", – отметила докладчик.
В прошлом году она провела глубинное интервью с 10 такими парами, в которых супруг был араб, а жена – россиянка (русская, татарка, калмычка). По словам опрошенных, среди преимуществ таких браков – культурное обогащение; дети из таких семей в той или иной степени перенимают культуру и язык сразу обоих родителей, развивают межкультурные навыки.
"При этом такие пары сталкиваются с определёнными трудностями: не принятие родителями брачного партнёра своего сына или дочери; культурные различия, которые могут приводить к недопониманию в браке из-за несовпадений взглядов на жизнь, образа жизни, воспитание детей, традиций и обычаев; проблемы, связанные с воспитанием и идентичностью детей", – подметила Татьяна.