Ялалов Фарит Габтелович

01.03.2015

Ялалов Фарит Габтелович

Ялалов Фарит Габтелович

Заместитель директора

Доктор педагогических наук, профессор.

Ялалов Фарит Габтелович – российский учёный, доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, Отличник образования Республики Башкортостан.

Заместителем директора по науке Института Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук работает со 2 марта 2015 года. В 2016 году им была разработана научно-технологическая концепция Татарской онлайн-энциклопедии. Разработанные им научно-технологические основы онлайн-энциклопедии получили широкое обсуждение в отечественных научных кругах и были официально одобрены на заседании Бюро Президиума Академии наук Республики Татарстан12 апреля 2017 года. Методологические принципы, относящиеся к контенту и порталу онлайн-энциклопедии, а также к субъектам, занимающимся её разработкой, изложены в монографии Ялалова Ф.Г., Гилязова И.А. «Научно-методологическая концепция онлайн-энциклопедии Tatarica 2.0. – Казань, 2021. 132 с.». Приказом Президента Академии наук РТ М.Х. Салахова № 40 от 1.03.2018 г. Ялалов Ф.Г. назначен руководителем проекта «Онлайн-энциклопедия Tatarica 2.0». Проект в настоящее время успешно реализуется коллективом Института в рамках государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2017-2026 гг.)».

В 2020-2021 годах в рамках трехъязычного образовательного проекта «Адымнар – путь к знаниям и согласию», инициированного Государственным Советником РТ М.Ш. Шаймиевым, в Татарстане были открыты 4 полилингвальных комплекса: в Казани, Набережных Челнах, Елабуге и селе Актаныш. По просьбе М.Ш. Шаймиева Ялаловым Ф.Г. было проведено междисциплинарное исследование научных основ, нормативно-правовых, психолого-педагогических, дидактических условий реализации полилингвального образования в условиях многоязычной среды.

На основе объективного анализа зарубежного опыта им сформулировано научное определение ключевого термина «полилингвальное образование» применительно к российской системе общего образования. Разработаны инвариантные модели полилингвального образования, которые сегодня реализуются на базе полилингвальных школ, гимназий и лицеев республики. Сформулированы и задействованы в педагогический процесс такие принципы полилингвизма, как обучение на родном языке, пошаговая реализация трехъязычия, заимствование лингвистических средств соседствующих языков, принцип развития мышления в процессе изучения языков, принцип «от владения языками – к взаимопониманию и согласию» и т.д. Раскрыты профессиональные качества и надпрофессиональные компетенции педагога полилингвальной школы, владеющего несколькими языками, информационно-образовательными технологиями, сочетающего в себе функции учителя и классного руководителя, психолога и воспитателя, организатора развивающей и социальной деятельности. Базовые принципы, подходы, инвариантные модели организации полилингвального образования изложены в монографии Ф.Г. Ялалова «Основы полилингвального образования. – Казань, 2021. 192 с.»

В научно-педагогических кругах Российской Федерации Ф.Г. Ялалов известен как основоположник национального гимназического образования, основатель научной школы «Этнодидактика народов России». Им опубликовано более 220 научных статей, свыше 30 монографий, учебных и учебно-методических пособий. Является изобретателем, разработчиком программ для ЭВМ, подтвержденных Свидетельствами Роспатента.